Монастырь ожога


Благовещенский женский монастырь с. Ожога

ДУХОВНЫЕ ЧАДА ОТЦА СЕРАФИМА.14 апреля 2015 года скончалась в Снетогорском Рождества Богородицы женском монастыре его первая настоятельница – схиигумения Людмила (в миру – Ванина Любовь Тихоновна).

Expand text…Схиигумения Людмила родилась 22 октября 1938 года, в селе Ольшанец, вблизи города Ельца, в многодетной семье. Ее отец, Тихон Семенович Ванин, погиб в финскую войну. Мать, Клавдия Георгиевна, оставшись вдовой, вырастила шестерых детей. Семья, и со стороны отца, и со стороны матери, отличалась глубокой набожностью. Брат матери, Николай Георгиевич, в юности читал Апостол в храме, но, по благословению духовника, пошел по военной линии, дослужившись до генерал-полковника авиации и, пройдя Великую Отечественную войну, вернулся с нее Героем Советского Союза. Поднять шестерых детей в разоренной войной стране помогла молодой вдове только сила молитвы, помощь Божия. И дети видели это. В суровом послевоенном детстве, в примере молитвенницы матери – истоки веры матушки Людмилы. Отсюда же ее неизбалованность и жизненная стойкость. С девяти лет с матерью и ее подругами ходила будущая игумения в обитель Тихона Задонского, за 40 километров от родного дома. Уже с 18 лет начала она посещать святые места в других краях – Почаев, например, посетила 10 раз и была знакома с прп. Амфилохием. На 24-м году жизни матушка пришла в Вознесенский собор города Ельца. Здесь она стала духовным чадом архимандрита Исаакия (Виноградова). В Вознесенском соборе матушка Людмила проработала ровно 30 лет: 12 лет – на регистрации треб, 13 лет – старостой собора, 5 лет читала и пела на клиросе. Постриг приняла в 1980 году. Архимандрит Исаакий дал ей в постриге имя Людмила – в честь св. кн. Людмилы, просветительницы Чехии, и предсказал ей, живущей в миру и не помышлявшей еще о монастыре, что «через тебя очень много людей придет в монастырь». Что и сбылось. Архимандрит Исаакий был пастырем высокой духовной жизни, сильной веры, укрепленной годами зарубежных скитаний, тюремного заключения на родине, затем гонений и лишений. Живя в эмиграции и будучи уже монахом и священником, о. Исаакий служил в Праге, в храме свт. Николая, и очень почитал св. Людмилу Чешскую. Матушка схиигумения Людмила постоянно напоминала сестрам об архимандрите Исаакии, накрепко внушая им, какого они духовного корня. Отец Исаакий был духовником и будущего Владыки Евсевия – митрополита Псковского и Порховского. Когда пришло время восстанавливать из разрухи древний Снетогорский монастырь, Владыка призвал из родного Ельца свою духовную сестру – монахиню Людмилу, чья духовная крепость и житейская надежность были проверены долгими годами исповеднического служения Господу и утверждены духовным авторитетом общего духовника, уже покойного тогда, архимандрита Исаакия († в 1981 г.). Датой возрождения Снетогорского монастыря как женской обители считается 26 августа 1993 года, день памяти свт. Тихона Задонского, когда в монастыре был отслужен первый за многие годы молебен, а первая Божественная Литургия в храме свт. Николая – 21 сентября, на празднование Рождества Пресвятой Богородицы. В первые годы возрождающейся обители вместе с матушкой Людмилой активное участие в трудах по устроению монастыря принимал и назначенный Владыкой Евсевием священник - иером. Филагрий (Черных), он курировал все строительные работы в монастыре, не забывая и о духовной поддержке сестер обители. Начиная с праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году, в монастыре ввели постоянные богослужения в храме свт. Николая Чудотворца. Это было сердечным желанием будущей настоятельницы Снетогорского женского монастыря. 14 ноября 1993 года указом правящего архиерея Владыки Евсевия, монахиню Людмилу (Ванину) возвели в сан игумении Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря. За годы своего настоятельства матушка Людмила показала себя усердной молитвенницей и матерью для сестер, она покоряла своей простотой, доступностью, искренностью и скромностью, и полностью оправдывала свое имя - Людмила «людям милая». К матушке шли многие: прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали семьями из родного Ельца и из-за рубежа. В своей обители она насаждала дух любви и сострадания. По благословению своих духовных наставников матушка принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих: принимала и молодых, и пожилых, и больных, помня старческое благословение «никому не отказывать». Ежедневно (за редким исключением) в течение многих лет, почти до самой кончины, матушка молилась за Богослужением, зная хорошо церковный Устав, читала на клиросе, следила за службами, этим возбуждая и сестер в усердии к молитве и любви к Богослужению. По воскресным дням матушка ввела в молитвенное правило Чин 12-ти псалмов, принесенный ею из родного Вознесенского Собора г. Ельца. На память святой равноап. княгини Ольги, покровительницы г. Пскова, от монастыря до Троицкого Собора совершался крестный ход, который в течении многих лет, пешком, несмотря на возраст, матушка возглавляла сама. Крестные ходы совершались и на память св. благ. кн. Александра Невского. Вместе с сестрами игумения Людмила посещала святые места Псковской земли, ездила к старцу Николаю на о. Залит, посещала Новгородские святыни и возила сестер к известному старцу архимандриту Иллариону (Приходько) за духовным советом и благословением, в последние годы матушка часто посещала старца и просила его советов и молитв. Посещали святыни Санкт-Петербурга, и совершали паломничества к привозимым святыням из-за рубежа, ездили и на святые источники, где матушка собственноручно обливала сестер святой водой. Не забывала она и своей духовной родины, где выросла и духовно окрепла под чутким руководством своего духовного отца - архим. Исаакия (Виноградова), небольшими группами она возила сестер к святыням Воронежской земли: в Задонский монастырь, к свт. Митрофану Воронежскому, в свой родной Вознесенский собор г. Ельца и на могилу о. Исаакия. Посещала она с сестрами и с. Ожогу Воловского р-на Липецкой обл., где после смерти о. Исаакия матушка несла послушание у старца схиархимандрита Серафима (Мирчука), именно здесь матушка приобретала ценный опыт монастырской жизни. В ту пору в с. Ожога при храме Благовещения Пресвятой Богородицы была собрана большая монашеская община под руководством архим. Валерия (Мирчука) в схиме Серафима. Там матушка несла послушание письмоводителя, а также вышивала иконы и украшала храм. До конца жизни схиархим. Серафима († 2005 г) матушка посещала старца, ведь именно он благословил ее на настоятельство в нашем монастыре, когда она стала сильно сомневаться в промысле Божием на призыв нашего Владыки Митрополита Евсевия. В годы своего настоятельства игумения Людмила собрала большую монашескую семью, до ста человек сестер. В обители духовно выросли и настоятельницы других монастырей: Спасо-Елезаровского, Феофиловой Пустыни, Творожковского монастыря. А также и некоторые из числа наших священнослужителей стали настоятелями монастырей в разных епархиях. В своей обители матушка подавала пример своим сестрам в послушаниях и трудах, не чуждалась и грязных работ, ездила на подворье, перебирала картофель, убирала территорию монастыря, воспитывала молодых сестер своим примером и краткими словами назидания о смирении и послушании, не любила праздности, болтовни и своеволия. Украшала храм и иконы вместе с сестрами. Учила сестер собранности и целомудрию. Особенное внимание обращая на молодежь, на их духовное воспитание, возбуждала их любовь к обители. До конца своих дней матушка Людмила с любовью вспоминала своего духовного отца архимандрита Исаакия (Виноградова), каждый год она стремилась в свой родной г. Елец на могилу своего старца. Когда речь зашла о будущем прославлении архим. Исаакия она всячески содействовала этому, по приглашению ездила на конференцию в г. Елец и выступала со своими воспоминаниями о старце. За годы своего игуменства матушка была не раз награждена церковными и светскими наградами. Патриаршии грамоты и наперстный крест с украшениями на 18-ю годовщину поставления в игумении, памятные знаки и награды от администрации Псковской области. Под управлением матушки Людмилы монастырь преобразился. Были реконструированы жилые келейные корпуса, возведен новый Восточный корпус с домовой церковью прп. Иоасафа взамен старого, сгоревшего в 2002 г. Изменился внутренний облик храма свт. Николая. Собор Рождества Пресвятой Богородицы после многолетних переговоров с властями был, наконец, передан монастырю, и началась его реставрация по государственной программе. Было обустроено Подворье монастыря в д. Замошье Торошинской волости Псковского района с собственным храмом в честь почитаемого матушкой свт. Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Нескончаемым потоком посещают Снетогорскую обитель гости и паломники, унося с собой самые благоприятные впечатления. За годы жизни в монастыре матушка несколько раз тяжело болела, но милосердием Божиим и общими молитвами восставала с одра болезни и продолжала нести послушание Богу и Божией Матери. В 2013 году она тяжело заболела, не было надежды на выздоровление, и по благословению Митрополита Евсевия, в больничной палате городской больницы 31 января 2013 года, духовником обители архим. Гермогеном была пострижена в великую схиму, с оставлением прежнего имени. Скончалась схиигумения Людмила на 77-м году жизни 14 апреля 2015 года, во вторник Светлой Седмицы, и по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия 16 апреля 2015 года похоронена напротив алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы.

https://vk.com/video1641753_456239020

vk.com

Ожоги монастырь

Благовещенский епархиальный женский монастырь

Written by Харикова Людмила on 12 Апрель 2018. Posted in Обители

Благовещенский женский монастырь основан в 2005г. Это один из самых молодых монастырей нашего края. Находится в селе Ожога Воловского района Липецкой области, на левом берегу реки Олым.

История монастыря начинается с образования тайной монашеской женской общины со строгим монастырским уставом при храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Её духовником стал схиархимандрит Серафим (Мирчук), выходец из Почаевской Лавры.

Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Илларионович Мирчук) родился 15 мая 1936 года на Украине в городе Проскурове. Рано осиротев, жил у родственников. После окончания начальной школы в 1950 году был принят в Свято-Духов скит Почаевской Лавры. Затем несколько лет прожил в монастыре Почаевской Лавры. Здесь он исполнял разные монастырские послушания, был пострижен в монашество с именем Валерий в 1958 году, рукоположен в сан иеродиакона в Воронежско-Липецкой епархии начал служить в шестидесятых годах, где был посвящен в сан иеромонаха архиепископом Воронежским и Липецким Палладием (Каменским).

В мае 1978 года назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога, тайно принял постриг в схиму с именем Серафим. Схиархимандрит Серафим не только проявлял заботу об общине, но и помогал строить новые храмы. За заслуги перед Церковью его наградили орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Благовещенский приход с. Ожоги преобразован в женский Благовещенский епархиальный монастырь решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Главное сооружение монастыря — Благовещенский храм, построенный в 1820 году стиле классицизма. Строгий и светлый, он находится в центре монастырской площади. В отреставрированной и расписанной церкви пребывают чудотворные иконы Казанской Божией Матери и святителя Николая, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Споручница грешных».

40 неугасимых лампад горят в Благовещенском храме.

Там хранится большая, в человеческий рост, икона Николая Чудотворца — реликвия семьи Зубковых, принесенная в дар обители.

Рядом с Благовещенским храмом расположена звонница. В праздничные службы колокольный звон далеко разносится по всей округе.

В монастырский комплекс входит двухэтажная богадельня для престарелых людей, гостиница для паломников, кухня, трапезная и другие здания.

Монастырский дворик небольшой, весь в зелени деревьев и цветников.

В настоящее время в иноческой обители возводится новый храм.

В монастыре есть подсобное хозяйство, швейная мастерская.

Насельницы монастыря трудятся на полях, сами обеспечивают себя овощами и молочными продуктами. Но главное для сестер — молитва. Схиархимандрит Серафим говорил своим духовным чадам: «Молитва – это не телесное пребывание в храме, ибо и на службе можно быть праздным, молитва – это состояние души, это непрестанное единение с Богом. Молиться нужно везде и всегда. Выполняя послушание, не празднословьте, а молитесь краткими молитвословиями».

Более половины монашествующих обители приняли Великую схиму.

Обитель за несколько лет приобрела большую известность среди верующих. Сюда едут паломники со всех уголков России. Все, кто побывал в обители уезжают, отсюда с благодарностью, душевным спокойствием и с ожиданием новой встречи с этим удивительным местом.

Статьи из периодических изданий

Ионова, Е. Тайные круги : [прошлое и настоящее монастыря] / Е. Ионова; фот. А. Юшков // Липецкая газета: итоги недели. — 2012. – 6-12 февр. (№5). – С. 38-44. – (Общество: вера).

Колесниченко, Г. Батюшкина обитель : [восьмой в нашей епархии монастырь в с. Ожога] / Г. Колесниченко // Липецкие известия. — 2005. – 5 окт. (№39). – С. 19.

С благословения Священного Синода : [открытие монастыря] // Липецкая газета. — 2005. – 27 сент.

В Липецкой области открыт восьмой монастырь // Русь святая. — 2005. – Авг. (№8). – С. 2.

В Воловском районе с благословения Священного Синода появится женский монастырь // Факты с аргументами. — 2005. – 21 июля (№28). – С. 2.

С благословения Священного Синода : [открытие монастыря] // Липецкая газета. — 2005. – 20 июля. – (Ритм нашей жизни).

Восьмой женский монастырь // Добрый вечер. — 2005. – 20 июля (№29). – С. 2.

В Волово всем миром возрождают храм // Де-факто. — 2004. – 4-10 марта (№8). – С. 1.

lounb.ru

Благовещенский женский монастырь с.Ожога Епархиальный женский монастырь

Оставшись в раннем детстве сиротой, воспитывался родной тетей. В 1949 г. Василий Мирчук окончил 3 класса начальной школы, а в следующем году поступил в Свято-Духовской скит Почаевской лавры, затем перешёл в саму лавру, где и находился до марта 1961 г., исполняя различные послушания. Пострижен в монашество с именем Валерий 4 марта 1958 г., а 11 августа того же года рукоположен в иеродиакона. С 1961 по 1963 г. работал сторожем при храме с. Ячейка Эртильского района Воронежской области, помогая иногда священнику чтением и пением на клиросе. В 1963-1965 гг. служил диаконом Воскресенской церкви г. Новохопёрска.

В обители действуют 2 храма: Центральный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя пределами: в честь архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Храм построен в 1735-1746 гг. помещиком Шатиловым И.И.

Второй храм домовый в честь Святителя Феофана, затворника Вышенского.

В Благовещенском храме 5 паникадил, из них 2 больших, зажигаются от свечи. В храме горят 40 неугасимых лампад, каждый год обновляемые огоньком из Иерусалима от Гроба Господня.

Постоянно проявляется забота о благоустройстве монастыря При входе в обитель возвышается новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, где ведутся завершающие работы — отопление.

Храмы изобилуют иконами. Вокруг монастыря возведена ограда из красного кирпича длинной 920 м и высотой 3м(013.jpg). Звонница, забор, ограда вокруг храма украшены ковкой из металла. Площадь под монастырем увеличена на 1900 кв.м. Проведен внешний капитальный ремонт Благовещенского храма. Построено два гаража на 4 места, помещения для скота на 150 и 200 кв.м.

Сестры и священнослужители заселили 2 вновь отстроенных помещения со всеми удобствами. Построена трапезная на 150 мест с кухней и подсобными помещениями.

В храме каждодневно совершается суточный круг богослужений и только один день отводится для благоустройства в храме. В это день служат правило. На клиросе читаются поучения Святых Отцов, а на трапезе жития Святых. После трапезы игумения беседует с сестрами и прихожанами. На службе сестры присутствуют ежедневно. Схимонахини причащаются каждую седмицу, а остальные 1 раз в 2 недели, могут и чаще, если двунадесятые праздники, больные или день Ангела. Для всех молитвенный день начинается с 6 утра с акафиста и полунощницы, а после часть сестер идут на послушания, а остальные остаются молиться в храме. При этом вычитываются все синодики и помянники. Свободное время для молитвы и отдыха с 12.00 до 16.00. Одни сестры выполняют свое правило до 3 часов ночи, а другие после 3 часов ночи. Ежедневно вычитывается Псалтирь, поминаются живые и усопшие. На заказных обеднях человек поминается о здравии 6 раз и об упокоении 7 раз (1 раз вынимают частичку). Два раза в неделю священнослужители служат заупокойную службу, молебен, панихиды, соборуют, причащают. Совершают требы: освящают жилые и производственные помещения, машины, соборуют и причащают на дому. По воскресениям служат панихиды или литию на монастырском кладбище.

Насельницы монастыря с любовью и терпением несут свои послушания – несут послушания в алтаре, на клиросе, в трапезной и на скотном дворе, заняты выпечкой хлеба, просфор, пошивом одежды и облачений, обновлением и реставрацией икон. Больше половины насельниц монастыря — люди преклонного возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Молодые послушницы заботливо ухаживают за лежачими больными. Весной и осенью насельницы обители обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз. В летний период заготавливаются дрова на зиму.

Духовная жизнь в монастыре с каждым годом растет. Все больше и больше людей обращаются за молитвенной помощью и решают волнующие их проблемы: о воцерковлении их детей и близких, о семейных и житейских проблемах. С паломниками и прихожанами проводят беседы игумения и сестры, которые несут эти послушания. С духовными и житейскими проблемами обращаются к игумении, в определенное время эти вопросы и решаются. Ответы находятся в поучениях Святых Отцов, проповедях и Евангелии.

Необходимая помощь: требуются трудоспособные люди зрелого возраста до 50 лет, можно с детьми и также необходима денежная помощь (номер карты- 4276350016129106).

monasterium.ru

Транспортное осблуживание на комфортабельном автобусе;

В стоимость не включено

Трапезы и проживание за пожертвование

Выезд из Москвы, ст. м. Кантемировская, отправление в 08:00. Переезд в Елец. Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе, преобразованный трудами святителя Митрофана Воронежского, место подвигов блаженной затворницы Мелании, обитель почитал святитель Тихон Задонский. Главные святыни: чудотворный список Знаменского образа Пресвятой Богородицы и живописный портрет свт. Тихона Задонского. Могила блаженной затворницы Мелании. Осмотр монастыря.

Божественная Литургия в Благовещенском женском монастыре села Ожога

Осмотр монастыря, посильные послушания (по желанию). Главные святыни — чудотворные иконы Божией Матери «Казанская» и святителя Николая. Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Споручница грешных». Святой источник. Посещение могилки схиархм. Серафима. Вечернее богослужение.

Отъезд из монастыря, возвращение в Москву. Остановка в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Прибытие в Москву около 19:00.

marfamaria.ru

Благовещенский женский монастырь с. Ожога

Пожертвования Помочь
41 запись ко всем записям

Схиархимандрит Серафим (Мирчук) — 1936-2005;

В шестидесятых годах в Воронежскую епархию приехали три Показать полностью… почаевских монаха – отцы Власий, Валерий и Евгений. Во времена хрущевских гонений, как известно, Почаевский монастырь пытались закрыть; братия держали осаду. Впоследствии Лавру удалось отстоять, но Свято-Духов скит власти все же разогнали. Многих молодых монахов отправили в армию, а некоторых отвозили на приличное расстояние от монастыря и высаживали из машины, мол, иди, куда хочешь.

Владыки опасались принимать монахов из Почаева, но наш Воронежский митрополит Сергий (Петров) рискнул, взял их к себе и дал им приходы. Моя старшая сестра, которая хорошо знала всех старцев в то время в нашей стране, сказала, что, хотя им всего по тридцать лет, но все они – старцы.

В 1979 году, в одну из своих поездок в Бурдино, я встретил там одного из бывших почаевских монахов – игумена Валерия (Мирчука), который был настоятелем Благовещенского храма в селе Ожога, что в 30 км от села Бурдино. При храме он устроил тайный монастырь, которому, как и монастырю в Бурдино, покровительствовал митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим, проживал в Тбилиси). С той поры мы с игуменом Валерием знали друг друга, но виделись довольно редко. В 1980 году с митрополитом Зиновием побывали в Ожоге.

Батюшка был кладезем церковной премудрости. На светские темы он беседовал редко, поскольку вся его жизнь с раннего детства прошла в монастыре. Часто он говорил: «Все, что я умею, я делаю так, как было у нас в Почаеве». Поражало его знание церковной истории, житий святых и особенно российских подвижников благочестия. Мы с ним ездили в паломнические поездки по Липецкой епархии, где в свое время подвизались некоторые из них. Сам батюшка никогда не признавал себя старцем, наоборот, часто, давая совет, говорил: «Вы можете не запоминать то, что я вам говорю и не исполнять».

Тайно отец Валерий принял схиму с именем Серафим. Я как-то поинтересовался у него, почему столько старцев было именно в Почаевской Лавре: была ли там какая-то особенная старческая школа, как в Оптиной Пустыни, или старшие монахи обучали младших. Отец Серафим отвечал: «Нет, кто стремился, тот все получал, а кто не стремился – тот ничего и не получал».

На серьезные богословские темы он старался не разговаривать. Когда я задал ему как-то раз один серьезный богословский вопрос, он ответил: «Я не знаю».

Около него жили человек шестьдесят мужчин и женщин. Считалось это общиной, но впечатление было как от богадельни, потому что он любил собирать убогих: горбатеньких, хромых, слепых, стариков, от которых отказались родственники, или одиноких. Батюшка молился за своих послушников и послушниц, руководил их духовной жизнью, проводил регулярно постриги. Это был сельский монастырь. Молодые девушки пели на клиросе, трудились на огороде, а старушки выполняли посильную работу. Но у них было принято вычитывать все правило по монастырскому чину. За трапезой читались жития святых.

Когда к нему приехали духовные чада одного старца, решившие издать воспоминания о своем наставнике, отец Серафим грозно посмотрел на них и сказал: «Уезжайте отсюда сейчас же. Это был не старец, а просто болящий человек. Я знаю о нем много, но, если даже и расскажу вам, вы все равно этого не напечатаете».

Батюшка переживал о том, что люди часто не исполняют чего-то, необходимого для духовной жизни. «Матушки, – укорял он своих послушниц, – если вы так будете относиться к духовной жизни, то вы никогда не спасетесь».

Сам он был большой молитвенник. Одна женщина на себе испытала силу его молитвы. Как-то раз она обратилась к нему за помощью: в ее семье постоянно, много лет были скандалы. После молитвы отца Серафима – причем она приезжала всего один раз! – я специально интересовался – семья стала дружной, скандалы прекратились.

Он очень одобрял старца Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). «У отца Кирилла все правильно!» – говорил он. Больше батюшка ни о ком так не отзывался. А вот когда его спрашивали о других старцах, широко известных, уважаемых, он только опускал голову и качал ею, вероятно, не желая никого осуждать. Несмотря на то, что он жил в селе Ожога, он, видно, знал, кто ведет правильную духовную жизнь.

Принимал он всех, кто к нему обращался. Когда чувствовал духовную близость с пришедшим человеком, то говорил: «Да я как будто всю жизнь вас знаю!» Мог прийти, разделить трапезу, долго беседовать. Если же приезжие были из тех, кто не стремится к духовной жизни, батюшка просил: «Покормите их и сразу же отпустите». Беседы с такими людьми он не проводил, только благословлял – и все.

Ночью он почти не спал, – болел, но любил, чтобы ему читали жития святых, исторические книги. Утром только немного подремлет, и начинает вести прием скорбящих, всех, кто приходил к нему со своими проблемами.

Пока мог, отец Серафим ходил в храм, потом ему сделали радиоприемник, чтобы он по радио слушал службу, в келье.

Во всех близлежащих селах он восстановил храмы, отдавая для этой цели все пожертвования, которые к нему поступали. Регулярно помогал он и своим духовным чадам, живущим в миру: отправлял им на машине хлеб, который выпекался в монастырской пекарне, фрукты, овощи со своего приходского огорода. Духовным чадам он был не только отцом, но и духовной матерью – это материнское чувство и есть самое главное для духовника.

Тех, кто «поскользнулся» в жизни, он никогда не ругал, а говорил так: «Падение может быть, но не должна быть падением вся жизнь. Упал, приобрел опыт, что это плохо – встань и больше не повторяй. Если враг раз посмеялся, это еще не страшно: пока человек жив, все можно исправить. А когда падение идет за падением – это уже нельзя назвать духовной жизнью».

Отец Серафим никого не обличал. Он просто начинал человеку что-то рассказывать вроде бы как о себе, но когда гость возвращался домой, то осознавал, что это все говорилось о нем… Таким образом батюшка подсказывал, что и как надо делать, какой грех живет в душе, как надо бороться с ним.

Мы не имеем такой благодати и духовного опыта, не можем правильно анализировать свои дела, поступки, мысли, ему же совесть других людей была открыта.

m.vk.com

Благовещенский епархиальный женский монастырь

Телефон Благовещенского женского монастыря: (47473) 2-46-41.

Вид на Благовещенский епархиальный женский монастырь.

Благовещенская обитель — единственный новообразованный монастырь в Липецкой и Елецкой епархии.

16 июля 2005 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь. А 23 сентября 2005 г. была совершена первая Божественная литургия в Благовещенском храме, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря. Женская община, которая существовала здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).

В мае 1978 года он (в то время игумен Валерий) был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Со временем при Благовещенском храме образовалась женская община, тайно соблюдавшая монастырский устав. Особенно тяжело пришлось в первые годы, но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен. Для властей его служение оставалось сокрытым.

Благовещенский храм и звонница.

31 марта 1980 г. отца Валерия награждают крестом с украшениями, а в 1982 г. возводят в сан архимандрита.

За заслуги перед церковью его награждают орденом святого равноапостольного князя Владимира. Отец Валерий тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим. Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в с. Ожога, но и помогал строить более десяти окрестных храмов. 11 января 2005 г. на 70-м году он завершил свои труды земные. Место погребения старец выбрал сам — на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря.

Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима восемь лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

Крепнет монастырская жизнь. В центре монастыря возвышается Благовещенский храм, построенный в конце XVIII века, являющийся памятником архитектуры. Замечательно его убранство.

Чудесным образом сохранились древние иконы, среди которых есть местночтимые чудотворные: Казанская икона Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Споручница грешных». Рядом с храмом — звонница.

Значительным событием для монастыря стало обретение святого источника, названного в честь Святителя Николая, уничтоженного в 1917 году. Предпринималось множество попыток обыскать его, и только в апреле 2006 г. он, наконец-то, был обнаружен. В скором будущем здесь планируется построить купальню.

За четыре года официальной жизни обители укрепилась его материальная база. Благоустраивается территория, ведется строительство хозяйственных объектов, возводятся стены и главные ворота монастыря. Начато строительство трапезной и гостиницы для паломников, продолжается реставрация храма.

В обители проживают 85 человек, из них — 51 монашествующих. 40 неугасимых лампад горит в Благовещенском храме.

Молитва в обители — главное оружие.

Более половины монашествующих монастыря приняли Великую схиму. Память о схиархимандрите Серафиме как о наставнике и духовном отце жива. Все знают, что батюшка и теперь молится о них перед Господом, и сила его молитвы осталась прежней.

Настоятельница монастыря — монахиня Серафима (Селитренникова).

www.vidania.ru

Всё совпало. И желание посетить зимой Благовещенский епархиальный женский монастырь, и командировка в село с необычным названием «Ожога», неразрывно связанное со святой обителью, – в последние дни января 1943 года оно было освобождено от фашистов.

Хотелось поиграть с самими словами «ожог, ожоги», которые в зависимости от степени оставляют след на некоторое время или же на всю жизнь. Однако по возвращении из далёких воловских краёв изначальный замысел претерпел некую корректировку. Но путешествие сие оставило во мне след, который пока никакие другие информационные потоки рассеять не могут.

Так уж повелось у нас (не знаю, с каких пор), но в истории Липецкой земли многое связывается (или притягивается за уши) с именем Петра Алексеевича Романова. Именно Петру Первому приписывается основание, наверное, не менее половины городов и сёл региона, по его императорскому слову реки и леса получали свои названия, возводились заводы и сберегались монастыри, несмотря на известные отношения царя с православной церковью. Вот и в Ожоге, небольшом селе Воловского района, есть своя «петровская» легенда: якобы проезжал некогда первый российский император по здешним местам, что принадлежали дворянам Шатиловым, остановился в одной из хатёночек да и обжёгся о русскую печку. Так сельцо и получило столь необычное название. Неизвестно только, как долго на венценосном теле оставался след от того ожога…

А вот шрамы от недавнего ожога, который воловская земля получила во время Великой Отечественной войны, здесь вроде бы и сохранились, да только не всем они явно видны. Неподалёку от Ожоги, на окраине нынешней Ивановки, фашисты расположили в бывших колхозных конюшнях концлагерь. И пусть размером он уступал Освенциму, Бухенвальду и Дахау, но горе нёс не меньшее. Уходя, фашисты сожгли все лагерные строения вместе с людьми… Сегодня на месте концлагеря стоят памятник, а неподалёку – сельские домики. И кто знает, чьи глаза вглядываются в их горящие в сумерках окошки? И кто подвывает ветру и собакам в ненастье. Да вот только юное поколение ожогинцев и ивановцев не очень-то интересуется историей своей малой родины. Почему? Вероятно, этот вопрос не к ним.

Дороги, что есть, – и беда, и надежда

Ещё из русских сказок известно, что иногда, перед тем как человек попадает в нужный пункт назначения, его кто-то или что-то заставляет поплутать. Вот и мы попали на конечную остановку нашего путешествия не с первого раза. Но, достигнув цели, поняли, что некая многоплановость, смешение реального и ирреального нам обеспечены. Всё началось с того, что центральной усадьбой Ожогинского сельского поселения является вовсе не село Ожога, а деревня Ивановка. Это раньше в Ожоге были и сельсовет, и школа, и клуб, а неподалёку – монастырь. Но со временем люди потихонечку начали перекочёвывать «на Бугор», поближе к обители. Так на карте района появилась деревня Ивановка, перетянувшая на себя одеяло «столицы» сельского поселения. Странно только, что, расстроившись вокруг Благовещенского храма (монастырь оформился здесь намного позднее), Ивановка официально так и осталась деревней, тогда как Ожога, де-факто, лишившись церкви, наследовала статусное право называться селом.

Сегодня Ожогинское сельское поселение – это 8 населённых пунктов и 883 человека, проживающих в них. Речка Олым делит поселение аккурат пополам: по четыре – на правом и левом её берегах. Местные жители говорят, что мы правильно сделали, приехав в гости к ним именно зимой, потому что в осеннюю распутицу и весной во время таяния снега в некоторые населённые пункты не добраться даже на внедорожнике. Действительно, с твёрдым дорожным покрытием здесь негусто. Но потихонечку ситуация меняется. Вот недавно к Ивановке и к посёлку имени Ленина проложили мосты через речку, отсыпали два километра грунтовых дорог, по программе благоустройства выложили более 200 квадратных метров тротуарной плитки. На прошедшем в январе административном совете глава области Олег Петрович Королёв пообещал, что и до монастыря здесь проложат дорогу с асфальтовым покрытием. Вообще, по словам главы Ожогинской сельской администрации Леонида Козлова, в следующем году запланировано заасфальтировать ещё 7 километров дорог и капитально отремонтировать школьную крышу, вставить новые окна в детском садике и заменить устаревшую АТС на современную, с возможностью подключения широкополосного Интернета.

– У нас нет безработицы, – констатирует Леонид Николаевич. – Главный работодатель у нас – «Сельхозинвест», который до последнего времени возглавлял нынешний заместитель председателя облсовета Сергей Владимирович Грибанов. В округе в сезон уже плодоносят порядка 200 гектаров яблоневых садов, в нынешнем году в «Инвесте» планируют сажать ещё и смородину. В скором времени здесь появится и перерабатывающий завод. Так что только несколько человек из наших сёл и деревень уезжают куда-то на заработки, остальные трудятся рядом с домом.

Прошлый год для Ожогинской сельской администрации был по-настоящему кризисным, то есть бесприбыльным для местного бюджета. От наступившего года селяне ждут позитивных изменений в экономике и социальной жизни. Но многие из них боятся, что местную Ивановскую школу могут закрыть. Такие слухи ходят в здешних местах не первый год, но от этого привычными не становятся. Дело в том, что первого сентября нынешнего года может случиться, что порог школы не переступит ни один первоклассник. В садике детишек этого возраста нет, зато в следующем году их будет намного больше, чем в 2010-м. Вот и обеспокоены родители сложившейся ситуацией. Тем более что местная школа с недавних пор потеряла свой суверенитет и стала филиалом Васильевской. Сегодня в её классах обретают знания и друзей 62 ребёнка. Из отдалённых мест их привозит школьный автобус. Особенность местного образовательного процесса – это дети, приезжающие с родителями в монастырь. Иногда они учатся четверть, а бывает, что задерживаются и на годы.

Фельдшерско-акушерских пунктов на восемь деревень всего два – в Ивановке и Большовке. А ведь ещё несколько лет назад здесь была амбулатория, с врачом и машиной, кабинетами стоматолога и физиопроцедур. Сейчас за здоровье своих односельчан отвечает фельдшер Галина Проняева. На ней – и первичный осмотр, и прививки, и выезд (то есть выход) на дом, и уколы заболевшим.

– Я здесь 27 лет живу и работаю, и мне кажется, что уже всё могу, – улыбается Галина Михайловна. – Каждого своего пациента знаю не только в лицо, мы живём бок о бок и помогаем друг другу. Если нужно, меня любой на машине до самого отдалённого дома довезёт. А после того, как в районе открылось два поста «скорой помощи», неотложка приезжает на вызов очень быстро.

И всё бы ничего. Да только беспокоится народ о том, что закроют ФАП в Большовке, ведь, по слухам, пункты, где обследуются менее двухсот человек, планируют ликвидировать или объединять с другими. Для прояснения ситуации народ хочет обратиться за помощью к депутатам. Ведь большовский фельдшер вынуждена преодолеватьо-о-очень большие расстояния, часто – пешком и в любую погоду.

А вот благодаря Любови Будариной в Ивановке за детский сад уже не боятся. Заведующая отстояла его в сложный период демографического спада, чем и заслужила благодарность односельчан. Сегодня в садике воспитываются 18 деток разного возраста. С нового учебного года здесь появились и две новые воспитательницы – Евгения Николаевна Истраткина и Римма Григорьевна Проняева, ещё совсем недавно преподававшие в школе.

Так походили-походили мы по Ивановке да и вышли на дорогу прямоезжую, ведущую, как и положено, к храму. Белокаменная, в смысле выкрашенная в белый цвет, колокольня Благовещенского собора возвышается над всеми постройками, как бы разрезая пространство и уходя от покрытой снегом земли в голубое небо.

Большинство монастырей, что стоят сегодня на липецкой земле, имеют давнюю историю. Они освящены устройством самих монашеских обителей или пребыванием в них святых угодников Божиих, живших как минимум сто лет назад. Так, весь Задонск обязан своим духовным величием батюшке Тихону Задонскому, впрочем, как и Елецкая женская обитель. В Сезёнове подвизался Иоанн Сезёновский, в Троекурове основал общину Иларион Троекуровский… В Ожоге же ситуация немного иная – община сложилась здесь совсем недавно, в семидесятые годы прошлого столетия, правда, большинство жителей области как-то пропустили это событие. Да и батюшку – основателя обители – отца Серафима знают немногие, хотя слава его, его молитвенная мощь манили сюда десятки тысяч паломников со всей России.

Ожогинская община стала неким сокрытым духовным центром региона, новым явлением, новой точкой на нашей православной карте. То есть тем самым градом Китежем, который, по легенде, может уходить и снова появляться в нашем измерении, проявляться и исчезать из нашего времени.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ожоге появился ещё в начале XIX века, здесь даже сохранились иконы того периода: Святителя Николая, Божией Матери Казанская, Иверская и «Скоропослушница». А образ Богородицы «Достойна есть» пережил, по легенде, в Москве нашествие Наполеона. Сразу же после Троицы 1929 года храм на один год был закрыт, и новые советские власти разместили здесь зернохранилище. Во время войны церковная колокольня превратилась в настоящую мишень как для наших, так и для немецких стрелков. Как за раненым бойцом, ожогинцы старались ухаживать за своей святыней. И в 1946 году здесь уже прошла первая литургия. Но по-настоящему действующим храм стал в 1952 году. Через тридцать лет был признан региональным памятником архитектуры. А незадолго до этого сюда пришёл настоятелем батюшка Валерий, более известный как схиархимандрит Серафим. Вокруг него практически сразу образовалась небольшая женская община, которая стала жить по строгому монастырскому уставу, по-почаевски. И с этих самых пор реальность здесь приобрела многогранность, а всё тайное несколько десятилетий не становилось явным.

Вот, к примеру, такой случай. Щедрые благотворители были у батюшки во все времена (достаточно сказать, что монахиня Марфа, матушка нынешней игуменьи Серафимы, привезла более миллиона советских рублей). На их пожертвования отец Серафим восстановил не только Благовещенский храм, но и ещё 10 церквей в округе. А затем приступил к устройству монастыря. Но делал всё так, что советские власти об этом даже не догадывались, а если кто и понимал суть всего происходящего, Божьим Промыслом ничего противного не предпринимал. Так вот, примеру батюшки решил последовать один из усманских священников. Уже и храм восстановил, и другие постройки поставил, а власти не только прикрыли стройку, но и вынудили священнослужителя покинуть пределы епархии. А отец Серафим тем временем благоустраивал территорию, украшал храм и возводил монашеские кельи. Даже трапезную для паломников батюшка устроил в подвальном помещении, чтобы не привлекать чужого внимания.

Многого мы ещё не знаем о нашем крае, о всей нашей Родине. Не понимаем того, что хотя и была она официально атеистической, но за занавесом официоза скрывалась такая могучая духовная составляющая, которая, быть может, и держала всю эту огромную махину – СССР – на плаву. Ведь не только промышленность, наука и экономические достижения укрепляют мощь страны. Молитва, как известно, одного монаха делает землю непроницаемой для сил зла. Сколько таких тайных православных анклавов было на территории Липецкой области – нам ещё предстоит узнать. Но, безусловно, одним из сильнейших была Ожогинская монашеская община во главе с отцом Серафимом.

Схиархимандрита Серафима, которого многие до последних дней его земных называли батюшкой Валерием, почитали старцем. К нему ехали со всей страны за советом и благословением. Родился он в мае 1936 года. В год, потеряв мать, попал в семью тётки, сестры отца. Там маленькому Васе Мирчуку жилось несладко, вот и начал он с подросткового возраста убегать в Почаевскую лавру. Несколько раз его возвращали, но потом оставили в покое. Именно в Почаеве Василий Илларионович Мирчук был пострижен в монахи с именем Валерий. И принёс строгий почаевский монастырский устав в Ожогу, который соблюдается здесь и поныне. Несколько лет батюшка служил в храмах Воронежской области, затем в Вознесенском соборе Ельца. А 12 мая 1978 года пришёл настоятелем Благовещенского храма села Ожога.

11 января 2005 года схиархимандрита Серафима не стало. А 23 сентября того же года был учреждён Ожогинский епархиальный Благовещенский монастырь.

Говорят, что батюшка попал в Ожогу, устроив своеобразный конкурс на послушание среди представительниц нескольких приходов, желающих видеть его настоятелем. Самой послушной оказалась ожогинская женщина. Также говорят, что многие его духовные чада тяжело переживали, если старец наказывал кого-то другого, потому что знали – через наказание батюшка умерщвляет грех.

Сам тяжело, смертельно, больной, отец Серафим неоднократно являл прихожанам чудеса исцеления других страждущих. И люди видели это собственными глазами!

Будучи старцем, батюшка старался избегать прямого учительствования. Но тот, кто хотел, брал от него всё самое ценное. Так случилось и с одним прихожанином из Твери. В девяностые годы прошлого века этот человек был достаточно крупным чиновником, затем предпринимателем, окормлявшимся у отца Серафима. И всё он сокрушался, что батюшка не позволяет ему записывать за ним, а только велит ходить на службы. Спустя несколько лет, когда старца уже не было на свете, этот человек стал священником, построил храм и рассказывает, что служит как по написанной отцом Серафимом инструкции.

Вот и управляющий Липецкой и Елецкой епархией, архиепископ Никон знал старца и дружил с ним на протяжении тридцати лет. Видел владыка и мучения, которые преодолевал в последние годы отец Серафим, доводившие его до диабетической комы, отнимавшие последние физические силы. Но не духовные – на этом поле батюшка стоял как скала.

Свою последнюю обитель старец обрёл на простом деревенском погосте – такова была его воля. К могилке батюшки, что в монастырском «приделе» сельского кладбища, тропинка протоптана и зимой, и летом. И мы прошли по ней к простому православному кресту, под которым упокоился скромный молитвенник земли липецкой.

Первой игуменьей монастыря стала матушка Серафима. Получается, Огненный Ангел (что и означает имя Серафим) не покидает обитель. Почти десятилетие матушка была духовной дочерью старца. Но пришла она к нему уже по протоптанной дорожке. Вслед за своей матерью, принявшей в 42 года тайное монашество. Тогда никто из её родных даже и не догадывался, какой трудной и высокой тайной духовной жизнью живёт та женщина, официально работавшая лаборанткой на сахарном заводе. Спустя двадцать лет она открылась своим домашним. И её Люба, занимавшая хорошее тёплое местечко руководителя среднего звена, последовала за ней. Матушка Серафима говорит, что, когда ей было 15 лет, мама пророчествовала: скоро наступят времена, когда в России закроются многие предприятия. Тогда дочь возражала матери, мол, у нас в стране плановое хозяйство и социалистическое соревнование. Спустя годы, к сожалению, мамино пророчество сбылось. А в дочери укоренилось желание продолжать мамин путь.

– Это место по-настоящему святое, оно освящено не только пребыванием здесь батюшки Серафима, но и молитвами монахинь и простых людей. Многие называют Ожогинский монастырь вторым Афоном, только женским. Здесь благодать. Знаете, паломники, приезжая сюда, начинают принюхиваться – здесь как будто повсюду разлито миро, – улыбается матушка-настоятельница. – Ничего у нас в жизни не бывает просто так. Господь нас ведёт, но – куда? Каждый должен заглянуть в себя и понять сокрытые смыслы.

Едва мы переступили порог обители, как нас встретила одна из насельниц и с благословения игуменьи повела в трапезную обедать. Мне сразу вспомнились рассказы многих паломников об отце Серафиме. Батюшка тоже сначала сажал людей за стол и только потом выслушивал. Здесь многое сохранилось в том же виде, как и при батюшке: службы ведутся по почаевскому уставу, обычаи остались прежними, только вот паломников стало меньше – видно, нужно обители и нынешнее время перетерпеть… Вот появится хорошая дорога при поддержке главы области Олега Королёва, глядишь, всё и наладится. Побывали мы и в келье самого схиархимандрита Серафима – там тоже всё осталось по-прежнему, как и при жизни старца. Что изменилось – так это устройство монастырского двора, в периметре которого матушка развернула строительство новой большой трапезной.

Сейчас в обители постоянно молятся порядка 80 человек, из них 60 – монашествующие, среди которых почти половина – схимницы. Такое большое количество схимниц в одном монастыре в своё время удивило даже Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

…О том, что у неё будет личная встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, матушка Серафима видела во сне ещё до пострига.

– Я ещё тогда работала, – вспоминает игуменья Серафима. – И мне было видение: стою я, одетая в мирское платье, в Колонном зале в Москве рядом с Патриархом. И мне нужно что-то ему сказать… Но на этом видение закончилось, а я, испуганная, очнулась. Прошли годы, я уже пребывала в нашем монастыре. И снова мне видение: стою я уже в монашеском облачении на литургии и снова перед Патриархом Алексием. И что-то опять должна говорить… А спустя какое-то время меня пригласили на патриаршую службу в Успенский собор Кремля. И у меня была личная встреча со Святейшим. Когда я увидела его глаза близко, голос его услышала, меня окутала такая благодать! Такая тишина воцарилась в душе, такой покой. И вот буквально недавно я легла отдохнуть. И снова мне явился Патриарх Алексий, который взял мою руку и, удивившись, что она холодная, отогрел её. Когда я очнулась, одна рука у меня была просто ледяной, а вторая – тёплой-претёплой…

Мы все боимся стать Иванами, не помнящими родства. Нам всем важно, чтобы помнили…

В ивановской школе первым нам повстречался абсолютно солнечный мальчик, тринадцатилетний Женя Воронин. Некоторое время он обучался на дому и вот с нового учебного года стал посещать классные занятия. Женя хочет стать шофёром, как один из его братьев, и работать здесь же в хозяйстве. Вся его семья и бабушка живут в Ожоге, они прихожане Благовещенского храма. Женя знает, что его родное село было оккупировано немцами. Но о том, что здесь был концлагерь, он не слышал. И даже ни разу не был на том месте, где десятки людей приняли мученическую смерть…

Наверное, пока в этом мальчике не проснулся интерес к истории своего края. Но это, по большому счёту, не его беда – это забота родителей и учителей, которые должны в целости сохранять нить памяти.

Когда же мы искали то самое место, где стояли бараки концлагеря, а нынче – обелиск, то заплутали и никак не могли найти нужную дорогу. Местные жители вроде бы объясняли, да всё не туда. И тут снова припомнилось сказочное блуждание, которое обязательно для чего-то нужно. Нам оно было необходимо для того, чтобы в одном из переулков повстречать молодого человека, который на своём автомобиле проехал впереди редакционной машины до нужного нам места. Значит, у Жени ещё всё впереди. Значит, придёт время и этому рыжему мальчику с разукрашенным конопушками лицом узнать героическую историю своей земли, освящённую подвигом народа, его молитвами и кровью…

itogi.lpgzt.ru

Настоятельница Борисоглебского Аносина монастыря игумения Мария посетила Благовещенский женский монастырь в селе Ожога

18–19 июня 2013 года насельницы Благовещенского епархиального монастыря в селе Ожога Воловского района Липецкой области принимали настоятельницу Борисоглебской Аносиной пустыни игумению Марию (Солодовникову), посетившую их обитель по благословению руководителя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста.

Гостью радушно встретили настоятельница игумения Серафима (Селитренникова) с сестрами. Визит начался с прогулки по монастырю, знакомства с находящимися на территории храмами, сестринскими корпусами и немалым хозяйством: просфорней, пекарней, скотным двором, садом и огородом. Игумения Мария и сопровождавшие ее лица с удовольствием отметили повсеместный порядок и благоухоженность, множество цветов, а также успешно продвигающееся обустройство монастыря – строительство двух новых корпусов, где расположатся игуменские покои и кельи сестер.

Вечером состоялось богослужение (службы в обители ежедневные), после которого гостей пригласили совершить панихиду на могиле основателя монастыря схиархимандрита Серафима (Марчука), упокоившегося в 2005 году и погребенного рядом на сельском кладбище. Почти все насельницы – чада и постриженицы батюшки Серафима, они свято чтут память своего духовного отца и неукоснительно, в завершение каждого дня служат по нему панихиды.

Прощаясь с Благовещенской обителью, игумения Мария и все участники этого посещения выразили благодарность матушке настоятельнице и сестрам за сердечный прием и возможность соприкоснуться со столь трепетно поддерживаемой здесь молитвенной духовной жизнью – наследством приснопамятного отца Серафима.

Благовещенский женский монастырь в селе Ожога – единственный новообразованный в Липецкой и Елецкой епархии – имеет, тем не менее, свою интересную историю. Еще при советской власти здесь возникла женская община, окормляемая настоятелем Благовещенского сельского храма игуменом Валерием (Мирчуком). В общине тайно соблюдался монастырский устав. После того, как отца Валерия в 1982 г. возвели в сан архимандрита, он, также тайно, принял постриг в схиму с именем Серафим. Как истинный подвижник, батюшка не зная устали заботился и о духовном росте своих чад, и о умножении храмов в окрестности (его труд вложен в строительство более десяти церквей). Земные труды схиархимандрита Серафима завершились в январе 2005 г. – за полгода до того как Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о преобразовании Благовещенского прихода в монастырь. Сейчас в обители подвизаются 46 сестер, 28 из них – схимонахини, здесь служат четыре иеромонаха и иеродиакон. Главный храм монастыря – Благовещенская церковь, построенная в XVIII в. и являющаяся памятником архитектуры. Милостью Господней сохранились древние иконы: местночтимые чудотворные Казанский образ Божией Матери и икона Святителя Николая, «Скоропослушница», «Споручница грешных». В 2006 г. был обретен святой источник, уничтоженный в 1917 г.

monasterium.ru

zkh161.ru

Благовещенский монастырь (Ожога) - это... Что такое Благовещенский монастырь (Ожога)?

Координаты: 52°02′14″ с. ш. 38°05′23″ в. д. / 52.037222° с. ш. 38.089722° в. д. (G) (O) (Я)52.037222, 38.089722

Благове́щенский епархиа́льный монасты́рь — женский монастырь, основанный в селе Ожога Воловского района Липецкой области, на левом берегу Олым. В центре обители возвышается Благовещенский храм монастыря, изобилующий иконами, среди которых две чудотворные — Казанской Божией Матери и святителя Николая. При храме устроена звонница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современность
  • 3 Фотогалерея
  • 4 Смотри также
  • 5 Ссылки

История

В начале XIX века в селе Ожога была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 80-х годах в храме образуется небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.

26 января 1983 года решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов за номером 51 Благовещенская церковь признаётся региональным памятником архитектуры.

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

Журнал № 54 Заседания Священного Синода от 16 июля 2005 года. Слушали: Прошение Преосвященного Епископа Липецкого и Елецкого Никона о благословении на преобразование Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь.

Постановили:

Благословить преобразование Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь.

23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.

Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьёзной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В апреле 2006 году монастырь обрёл святой источник, названный в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году и на протяжении 90 лет попытки найти источник не давали результатов. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, построена купальня.

Современность

Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии.

В настоящее время на территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды.

В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз.

Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца Серафима, расположенное при входе на территорию монастыря.

Фотогалерея

  • Крест на дороге перед монастырём

Смотри также

  • Список монастырей России
  • Липецкая и Елецкая епархия

Ссылки

В селе Ожога освящен возрождаемый женский монастырь

dic.academic.ru

Описание Благовещенского монастыря в с. Ожога | Православные паломничества

Благовещенский епархиальный монастырь - женский монастырь, основанный в селе Ожога Воловского района Липецкой области, на левом берегу Олым. В центре обители возвышается Благовещенский храм монастыря, изобилующий иконами, среди которых две чудотворные - Казанской Божией Матери и святителя Николая. При храме устроена звонница.

В начале XIX века в селе Ожога была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 80-х годах в храме образуется небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.

26 января 1983 года решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов за номером 51 Благовещенская церковь признаётся региональным памятником архитектуры.

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.

Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В апреле 2006 году монастырь обрёл святой источник, названный в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году и на протяжении 90 лет попытки найти источник не давали результатов. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, построена купальня.

Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии.

В настоящее время на территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды.

В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз.

Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца Серафима, расположенное при входе на территорию монастыря.

Паломнические поездки к Благовещенскому монастырю в с. Ожога

  • Поездка из Воронежа в Благовещенский монастырь в с. Ожога

palomniki.su


Смотрите также